УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»
5 класс
Цель урока:
1. Сформировать умение описывать изображенный на картине пейзаж.
2. На основе текста В.Солоухина (упр.176) отобрать языковые средства для создания связного текста (рабочие материалы).
3. Научить видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, выражать свои мысли и чувства, строить связный текст.
Ход урока:
I. Слово учителя (3 мин.)
учитель русского языка и литературы
- Сегодня у нас, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Почувствовать силу художественного искусства, оказаться наедине с природой, насладиться её яркими красками, открыть скромную красоту полевых цветов, изображённых на картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» нам поможет музыка П.И.Чайковского. За окном осень. Прекрасная дивная пора.
Вкус спелой виноградины во рту.
На площади уснувшие фонтаны.
Я в листопад по улице иду.
Сегодня дождик. Потемнеет рано.
И где теперь июльская жара?
И духота, и поздняя рыбалка?
Мы больше не пойдём позагорать
С тобой на земляничную полянку.
Журавликов прощальный в небе стон.
В домах грибы, орехи и соленья.
Нам осень щедрый накрывает стол
И созывает всех на угощенье.
Но так хочется, чтобы лето никогда не кончалось. К сожалению, лето повернуть вспять нельзя. Но зато мы можем помечтать, пофантазировать, воспроизвести в памяти прекрасные, незабываемые минуты нашей жизни. Возвратиться в лето нам помогут замечательный художник, талантливый пейзажист Аркадий Александрович Рылов, певец русской природы, писатель Владимир Солоухин и гениальный композитор Пётр Ильич Чайковский. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» («Лето»).
II. Подготовка к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» (орфографический и смысловой анализ текста-описания природы (упр.176); устное высказывание – описание картины А.А.Рылова «Полевая рябинка» (упр.177), составление плана, словарная работа.
1. Орфографический и смысловой анализ текста В.Солоухина (упр. 176) - (7 мин.)
Средства выразительности языка:
1) яркая глагольная лексика, помогающая «увидеть» краски природы: сияет, зеленеет, золотеет (авторское слово). А как скажем мы? Отливает золотом, сверкает, словно золото, полыхает золотом.
2) услышать и почувствовать: дрогнула, надорвалась, наклонилась (олицетворение).
3) метафора (скрытое сравнение) звенит жаворонками (небо, дышит зноем, утопает в небесной лазури.
4) сравнительные обороты: как крик журавлей в небе, как жёлтый лист.
2. Описание картины (15 мин.)
Учитель изобразительного искусства
Откройте пособие по изобразительному искусству на стр. 39. Перед вами репродукция А.А.Рылова «Полевая рябинка».
Аркадий
Александрович Рылов (1870-
Учитель русского языка и литературы:
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» («Лето»).
Полевая рябинка – народное название пижмы, лекарственного растения.
1. Подберите синонимы к названию картины.
Синонимы: полевая рябинка, пижма, рай-цветок, рябинник.
2. Всмотритесь в репродукцию картины. Почему художник дал картине такое название?
На картине «Полевая рябинка» художник изобразил знойный полдень. Загорелась ярким огнём полевая рябинка – лето в разгаре. Ярко-жёлтые цветы полевой рябинки, словно впитывают в себя лучи летнего солнца и в июле сами полыхают золотом, как будто излучая тепло. Пейзаж наполняет душу радостным чувством: нарядные цветы, которые в народе получили название рай-цветка, красуются на переднем плане, высоко подняв свои красноватые зонтики. Они ярко выделяются на фоне местами уже выжженной травы. Жёлто-красные кисти рябинника перемежаются белыми полевыми цветами, которые оживляют пейзаж и участвуют в создании атмосферы летнего праздника.
На втором плане картины – широкая лента реки, воды которой словно напитались за лето синевой чистого неба. Склонились к реке ивы, убегает вереницей в даль берёзы. Ещё ярче горят кисти полевой рябинки на фоне тёмных силуэтов берёз, и кажется, что цветы отбрасывают медно-красный отсвет на листву деревьев, прокалённых солнцем. Над просторами полей раскинулось огромное небо, покрытое пышными розовеющими облаками.
Учитель изобразительного искусства: Особенности композиции.
Интересно композиционное решение картины. Живописец приблизил к зрителю первый план с полевыми цветами, выписав зонтики пижмы, и открыл необозримую даль небесную, уходящую за горизонт.
Учитель русского языка и литературы:
Силой своего искусства художник открывает нам красоту скромных полевых цветов. Картина «Полевая рябинка» притягивает взгляд потому, что художник сумел создать удивительно трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы.
Учитель изобразительного искусства:
Особенности цвета в пейзаже.
Цвет в пейзаже Рылова выступает средством эмоционального воздействия, он создает атмосферу праздника и помогает ощутить красоту и неповторимость самых необыкновенных, привычных взгляду уголков природы, каких в России бесконечное множество.
Учитель русского языка и литературы:
Обратимся к тексту В. Солоухина и ответим на п.4 плана. Чтение текста упр. 176.
Расскажем пятиклассникам, что наиболее известными пейзажами А.АРылова являются две картины, которые ребятам наверняка уже знакомы: «Зелёный шум» и «В голубом просторе». Природа в этих картинах предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир красоты и гармонии. В этих пейзажах живописец создал образы вечно торжествующей жизни: весеннего шумного празднества берёз («Зелёный шум») и свободного полёта в неизмеримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей («В голубом просторе»).
На картине «Полевая рябинке» художник изобразил знойный полдень. Загорелась ярким огнём полевая рябинка, или пижма, - лето в разгаре. Ярко-жёлтые цветы полевой рябинки словно впитывают в себя лучи летнего солнца и в июле сами полыхают золотом, как будто излучая тепло.
Пейзаж наполняет душу радостным чувством: нарядные цветы, которые в народе так же получили название рай-цветка, красуются на первом плане, высоко подняв свои красноватые зонтики. Они ярко выделяются на фоне местами уже выжженной солнцем травы. Жёлто-красные кисти рябинника перемежаются белыми полевыми цветами, которые оживляют пейзаж, участвуя в создании атмосферы летнего праздника.
На втором плане картины – широкая лента реки, воды которой словно напитались за лето синевой чистого неба. Склонились к реке ивы, убегают вереницей вдаль берёзы. Ещё ярче кисти полевой рябинки на фоне тёмных силуэтов берёз, и кажется, что это цветы отбрасывают медно-красный отсвет на листву деревьев, прокалённых солнцем. Над просторами полей раскинулось огромное небо, покрытое пышными розовеющими облаками.
Цвет в пейзаже Рылова выступает средством эмоционального воздействия, он создаёт атмосферу праздника и помогает ощутить красоту и неповторимость самых обыкновенных, привычных взгляду уголков природы, каких в России бесчисленное множество. И если в тексте В. Солоухина звучат грустные нотки – рябинник для него, как знак наступающей осени, сродни отлетающим осенью журавлям, первому жёлтому осеннему листу,- то на картине Рылова ничто не напоминает о мимолётности лета, природа предстаёт в пышном праздничном цветении, пейзаж дышит молодым, радостным чувством. Художник воплотил в картине образ вечно торжествующей жизни, в которой одно состояние сменяется другим, и все они в равной степени прекрасны.
Интересно композиционное решение картины: живописец приблизил к зрителю первый план с полевыми цветами, выписав зонтики пижмы, и открыл необозримую небесную даль, уходящую за горизонт. Силой своего искусства художник открывает нам красоту скромных полевых цветов, позволяет оказаться наедине с природой, насладиться её тишиной и яркими. Картина «Полевая рябинка» притягивает взгляд, потому что художник сумел создать удивительно трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы.
3. Составление плана сочинения (10 мин.)
ПЛАН
I. А.А.Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.
II. Описание картины «Полевая рябинка».
1. Общее описание пейзажа (описание изображенного на первом и заднем плане картины).
2. Особенности композиции картины.
3. Значение цвета в пейзаже художника.
4. Изображение полевой рябинки на картине Рылова и в тексте В.Солоухина.
III. Настроение, которое оставляет картина.
4. Словарная работа (10 мин.) Разъяснение искусствоведческих терминов
Учитель изобразительного искусства:
· Пейзаж – изображение природы; жанр изобразительного искусства, а также отдельное его произведение, в котором отображается природа, города, сёла и т.п.
· Композиция – построение художественного произведения, взаимосвязь его важнейших элементов, от которых зависит его смысл.
· Планы произведения живописи – части изображения, находящиеся в различной отдаленности от зрителя. Обычно различают первый, или передний, и задний, или дальний, план. На самом деле количество этих планов может быть больше, и тогда говорят о первом, втором, третьем планах.
Работа с лексикой
Мир красоты и гармонии, образы вечно торжествующей жизни, весеннее шумное празднество берёз, неизмеримое небесное пространство.
Знойный полдень, лето в разгаре, загореться ярким огнём, полыхать золотом, нарядные цветы, рай-цветок, красноватые зонтики, жёлто-красные кисти рябинника, атмосфера летнего праздника, широкая лента реки, тёмные силуэты берёз, медно-красный отсвет на листве деревьев, просторы полей, пышные розовеющие облака, привычный взгляду уголок природы, пышное праздничное цветение природы; молодое, радостное чувство, необозримая небесная даль, трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы.
Индивидуальная работа по таблице (20 мин.)
План |
Рабочие материалы |
|
А.А.Рылов – талантливый пейзажист, «Чародей тайн сине-зелёного тона». Прославленные картины - «Зелёный шум», «В голубом просторе». Полотна дышат свежестью и первозданной чистотой. |
II. Описание картины «Полевая рябинка». 1. Общее описание пейзажа (описание изображённого на первом и заднем плане картины) 2. Особенности композиции картины. 3. Значение цвета в пейзаже художника 4. Изображение полевой рябинки на картине А.А.Рылова и в тексте В.Солоухина |
Знойный полдень, лето в разгаре, загореться ярким огнём, полыхать золотом, нарядные цветы, рай-цветок, красноватые зонтики, жёлто-красные кисти рябинника, широкая лента реки, тёмные силуэты берёз, медно-красный отсвет на листьях деревьев, просторы полей, пышные розовеющие облака, праздничное цветение природы, необозримая небесная даль. |
Живописец приблизил к зрителю первый план с полевыми цветами, открыл необозримую небесную даль, уходящую за горизонт. |
|
Цвет – средство эмоционального воздействия, атмосфера праздника, красота и неповторимость привычных взгляду уголков природы. |
|
Грустные нотки, рябинник – знак наступающей осени, сродни отлетающим осенью журавлям, первому жёлтому осеннему листу. На картине природа дышит молодым, радостным чувством, ничто не напоминает о мимолётности лета. |
|
III. Настроение, которое оставляет природа. |
Вечно торжествующая жизнь, красота скромных полевых цветов, оказаться наедине с природой, наслаждаться её тишиной и яркими красками, удивительно трогательный образ родной природы. |
Домашнее задание. Используя план, рабочие материалы, написать сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка».